[personal profile] saardita
Этот пост продолжает предыдущие, постaраюсь не повторяться :)
Prev - http://saardita.livejournal.com/496991.html

Итак, Площадь Конституции мы обсудили, на Национальный Дворец посмотрели краем глаза. Перед нами еще две четверти центра - развалины пирамид и Кафедральный собор, можно сказать, пихающиеся локтями, настолько близко они стоят. Стоит, наверное, напомнить, что собор "отгрыз" часть территорий пирамид, т.е. часть развалин ацтекского города находится под ним.
Развалины пирамид и собор видны одновременно под самыми разными углами, и их контраст очень впечатляет. Кстати, пирамиды в свое время были высотой практически с нынешний собор, всего на пару метров ниже.



Разговор об индейцах и церкви напрашивается разделить, и этот пост посвящен индейским мифам и пирамидам, но нельзя не отметить, что знаем мы о них, во многом, благодаря записям и рисункам, сделанным католическими священниками, приехавшими обращать индейцев и записавшим их рассказы, а также обращенным индейцам, оставившим пометки к картинкам в кодексах.
Про кодексы - https://en.wikipedia.org/wiki/Aztec_codices, картинки оттуда тоже будут в посте. А некоторые кодексы можно увидеть в антропологическом музее в Мехико:



В целом, мое чисто субъективное ощущение, - в Мехико от индейской культуры осталось очень мало. Кто-то из мексиканских политиков сказал, что в сражении между ацтеками и испанцами не было победителей и побежденных, и онo есть акт зарождения новой нации. Наверное, это так, но на первый взгляд кажется, скорее, что ацтекскую культуру европейцы уничтожили, а построить вместо нее новую испанию им не очень удалось. Но если "испанские-колониальные" мотивы в городе проглядывают с разных сторон, то с индейскими сложнее. Даже туристические магазины наполнены китайскими вещами с хелло-китти, а отнюдь не индейскими узорами.
Более того, это "не-сохранение индейского" было в значительной степени сознательным еще как минимум сто лет назад. Так, прямо посреди Great Temple проходит водовод, построеный в 1900 году.


Вроде бы, когда прокладывали эти двухметровые трубы, все были уверены, что развалины пирамид все равно находятся под собором, и никого особо не интересовало сохранение того, что вокруг. То, что мы видим сегодня, было открыто аж в 1978 году.
Тем не менее, в моей поездке было два места и одно событие, заставившие почувствовать, что индейцы - были. Со своей мифологией, культурой, музыкой, городом, законами и обрядами. И что для части мексиканцев это не сколько-то страниц в учебнике, а их личная семейная история и традиция.

Среди бесконечного списка прекрасных и разных музеев Мехико две строчки в первой десятке занимают Антропологический музей http://www.mna.inah.gob.mx/index.html и Templo Mayor https://en.wikipedia.org/wiki/Templo_Mayor.
Антропологический музей, на самом деле, состоит из не очень большой части, посвященной собственно антропологии, пары залов о заселении центральной америки в пре-исторические времена, и большой экспозиции, которую я бы, скорее, назвала этнографической, посвященной верованиям и быту индейских племен, испанскому завоеванию и чуть-чуть мексиканскому быту. Такой довольно большой "учебный" музей.




А Templo Mayor, наоборот, состоит, прежде всего, из развалин, и поражает тем, что вот именно там все совсем по-настоящему и происходило. Включая убийства и людоедство (а то вдруг у вас об индейцах такое же романтическое представление, как было у меня).

Хотя эти два музея очень разные, мне кажется, вместе они позволяют чуть-чуть познакомиться с миром индейцев тем, кто с ним не знаком (как я, например). Так что дальше рассказ будет в основном, про музей Templo Mayor и про то, какая картинка сложилась в моей голове после посещения их обоих, а фотографии будут и оттуда, и оттуда.

Mузей Templo Mayor состоит из сохранившихся остатков 7 пирамид, по которым бродишь и читаешь, где что проиcxодило (правда, на английский переведено только основное, очень многие таблички только на испaнском), и вдобавок из современного здания, в котором разглядываешь то, что в этих развалинах нашли. Семь частей комплекса были расположены на разном уровне - потому что пирамиды надстраивались и расстраивались, вокруг самого раннего уровня возник следующий, рядом c ним - еще один, и так практически до испанского вторжения. Строили в разные времена по-разному и из разных материалов, так что это довольно заметно. Испанцы много поразрушали и порастащили для своих строек, конечно, но часть построек сохранилась.





Раскопаны все куски, кроме самого раннего - потому что он затоплен водой из бывшего озера.
Вот тут, например, хорошо видно, что пирамиды слева и справа очень разные, построены совсем из разных материалов -


А тут чуть проще представить, как новый уровень пристраивался вокруг уже построенной пирамиды, и она становилась выше и шире. Что-то вроде не то капусты, не то луковицы, с которой испанцы срезали верхнюю часть.




Теперь, чтобы понять, что же тут происходило, поговорим о мифах. (Tут, наверное, надо отметить, что за истинность я не отвечаю. Даже разные гиды в музее рассказывают разное).

Насколько я поняла, ацтекская мифология включает в себя как принесенныe ими с собой собственные верования до-теночтитланских времен, во многом общиe с соседними племенами, так и сильно адаптированныe варианты легенд, которые они переняли у соседей и приспособили. Иногда тот или иной образ вдруг обретал какие-то совсем новые черты, иногда воспринимался как еще одна сторона уже существовашего мифического героя (видимо, этот подход укоренился, и часть христианских действующих лиц и святых вошла в мексиканскую религию схожим образом). По большому счету, большинство действующих лиц в ацтекском языческом пантеоне описывается через "и" - "отвечающий за то, и это, и еще за это и за то тоже".

Вообще, если вам хочется задуматься о дуальности всего на свете и том, как перемешанo добро со злом, то индейское восприятие к этому прямо-таки подталкивает. Например, "мать-земля" она же, по совместительству, гнев. Вот, например, есть такое ее когтистое изображение, которое вместе с некоторым количеством принесенных в жертву людей нашли в могиле отца Монтесумы.


Это, на самом деле, огроменная плита. Для масштаба - вот тут видно людей, три этажа и этo же изображение


Из-за того, что у многих образов есть разные, параллельные, интерпретации разного логического уровня, бывает немного сложно. Например, двуглавый змей, в зависимости от контекста, он иногда человеческое материальное начало, а иногда оружие бога войны. А иногда он же огненный змей-Млечный путь.



Два действующих лица, на которых наталкиваешься тут и там, это Тлалок и Уицлипотчли (или Вицлипуцли, как его называет М.Булгаков). Первый - бог ливней, жизни и смерти; второй - солнца и войны. Дуальность Тлалока чуть понятнее, если учесть, что вода приносила индейскому городу как пропитание, так и разрушения.


Интересно, что длинный язык, который мы можем увидеть, например, у гнева выше, связан с питьем крови, а вот про страшные зубы Тлалока ничего такого не написано. Кровь, кстати, в отличие от привычной нам интерпретации, ассоциируется в ацтекских обрядах не со злобой, а с силой. Типа, напиться крови это, более-менее, набраться сил.



Tлалока ацтеки, так сказать, переняли. В двух часах езды от Мехико есть культовое, во всех смыслах, место Теотихуакан, название которого означает "место рождения богов". Кроме того, что там есть сохранившиеся пирамиды, многоэтажные(!) дома и вообще там интересно (а я еще не была и пересказываю с чужих слов), известно, что там имел место быть культ Тлалока. (Кто жил в Теотихуаканe, толком не понятно, и вообще, в 6 веке это место почему-то забросили лет на семьсот, так что теперь совсем сложно разобраться; но Тлалок (или его близнец) был, например, еще и у индейцев майя. Более того, и там, точно так же как у ацтеков, у него были довольно многочисленные прислужники, очень похожие на тех, которых нашли в Templo Mayor)


Про Теотихуакан в антропологическом музее есть несколько залов, вот немножко оттуда.





Вернемся к Тлалоку. Тлалок живет-поживает внутри горы, а вокруг него текут реки. Реки играют роль не только водоемов, но и представляют собой некий механизм круговорота душ; где-то под горой есть что-то типа рая, куда эти души после смерти по реке добираются и там веселятся.


То, что у обитателей рая выходит изо рта, это, вроде как, музыка и пение.


Есть еще много всяких богов, про которых, более-менее, понятно, откуда они взялись. Например, от ольмеков к ацтекам перебрался бог огня, который у ольмеков выглядел вот так (это такая огромная скульптура в антропологическом музее, в несколько раз выше меня)


И еще такая яркая фигура по имени Кетцалькоатль, который одновременно пернатый змей и бог дневного света, появился, вроде как, у ольмеков же, в Теотихуакане обрел перья и переходил, судя по всему, из легенд одних племен к другим.


Есть какие-то ягуары-полуоборотни, в разном виде, довольно симпатичные (тоже соседствовавших с ацтеками тольтеков)




А вот Уицлипоцли (во всем многообразии его имен в русской транслитерации) ацтеки вырастили сами. В до-ацтекских легендах у него довольно минорная роль, насколько я поняла, а ацтеки его возвысили до главного божества и непрерывно поили кровью.

История про Уитцлипотцли такова :
Мать-земля (кажется, вот та, когтистая, на фото выше) однажды забеременела от комка перьев. Она поделилась этой новостью с дочерью, а та возьми да и скажи, что она расскажет всяким своим братьям, и вместе они блудницу накажут. Мать-земля испугалась и убежала в горы, а тут еще не родившийся у нее Уицлипутцли заговорил с ней из чрева, сообщил, что родится сразу божественным героем и со всеми разберется. И впрямь - когда сиблинги подбирались к той пещере со злым умыслом, он как выскочил, как выпрыгнул, сестре оторвал руки-ноги, вырвал всякие внутренние ограны, а голову забросил в небо, и братьев тоже как-то разрубил на куски и тоже забросил на тот же небосвод. Чтобы напомнить, что это миф, уточним, что из головы сестры получилась отличная луна, а из братьев - звезды.


(из флорентийского кодекса)

Впрочем, тут прямо невозможно не отвлечься и не упомянуть, что в христианском пересказе этой истории, которую сделал почти сразу после испанского вторжения францисканский монах по имени Бернандино де Саагун https://en.wikipedia.org/wiki/Bernardino_de_Sahag%C3%BAn (который удивительно интересный персонаж сам по себе, но которому будет, наверное, приятнее, если я напишу о нем в посте о Кафедральном соборе), речь идет вовсе не о земле-луне-звездах, а о семейной истории, произошедшей с индейцами, которых он называет centzonuitznaua , и о приходе дьявола (он же уитцлипотцли).

Выглядел Уитцлипотцли, по мнению индейских авторов, примерно вот так. По крайней мере, таким его рисуют в кодексах.


А вот в Templo Mayor все выглядит гораздо кровавее. Центральная часть - это два жертвенника, вернее, даже две пирамиды, на одной приносили жертвы Тлалоку, а на другой Уицлипотцли.
Схематичненько, из Ramirez Codex https://en.wikipedia.org/wiki/Ram%C3%ADrez_Codex:

В книжках про индейскую мифологию пишут, что индейские обряды - это связь философии с материальным миром; если перевести эту глубокомысленную фразу, то в пирамидах разыгрывали мифы, заодно подпаивая идолов и окружающих кровью. Поскольку в литературе Уицлипотцли всех победил, расчленил, забросил голову и разбросал по частям, примерно то же самое проделывали и жрецы.



Собственно, вот над этим вот камнем, стоящим вертикально, пленника подбрасывали, пять жрецов держали его за руки-ноги-голову, а шестой делил на части; кровь собирали в чаши, а сердце (и, кажется, еще какие-то органы) передавали участникам праздника. Которые их красиво нарезали, a потом празднично поедали (возможно, с чадами и домочадцами).
Рядом находится жертвенник Тлалока, такой же, только там есть еще фигура одного из его помощников с чашей для крови и органов.


Примерно таких же алтарей в Теночтитлане было 19 штук, на минутку.
Согласно одному из кодексов, записанных доминиканцем Диего Дураном https://en.wikipedia.org/wiki/Diego_Dur%C3%A1n, один из месяцев индейского года был посвящен Уицлипотцли, и на празднествах в его честь люди украшали дома и улицы, устраивали танцы с песнями и праздничные шествия, и заодно приносили в жертву уицлипоцли пленников. Ramirez Codex уточняет для нас, что в жертву на этом фестивале приносили шестьдесят человек (!). Впрочем, чтобы стало совсем страшно, про один из алтарей рассказывают, что на нем было убито 20 тысяч пленников за четыре дня - "но возможно, это была ацтекская пропаганда".
А месяц и праздник имени Уицлипоцли приходился, в переводе с индейского календаря, на декабрь. Поэтому после прихода испанцев он перешел в празднование рождества.

В собрании сэра Френсиса Дрейка в Библиотеке Конгрессов http://memory.loc.gov/intldl/drakehtml/rbdkhome.html есть такое вот изображение праздничных мероприятий, не знаю, насколько достоверное. Изображени датировано 1602 годом.

Уицлипоцли сидит в глубине в виде идола.

Между тем, Бернанд де Саагун (тот самый францисканец-миссионер, который приехал, выучил язык, на котором говорили индейцы, и записывал их истории) в "истории событий в Новой Испании" описывает несколько иные обряды, включавшие изготовление фигурки Уицлипотхли из теста и поедание ее кусочков молодежью, "чтобы приобщиться" (нет, он не называет это просвирами :)), шествие и омывание фигуры уицлипоцли, а потом размещение ее в некой пещере.
Но, судя по высоте следов крови на стенах в Темпло Маиор, большая часть обрядов была все же гораздо более кровавой, чем поедание теста.

Вот так выглядит одно из помещений возле жертвенника снаружи (над всем этим была когда-то крыша, разумеется).

Но стенки, на самом делое, украшены причудливей, чем можно подумать на первый взгляд. И внутри музея их можно разглядеть вблизи.


Одной из частей Темпло Маиор является House of Eagles. Орлиный Дом состoит из нескольких соединяющихся залов; мне сначала попалась на глаза табличка, о том, что в зале Орлиного Дома люди сидели на красиво украшенных скамейках и занимались искусством и духовными поисками.




Не успела я разглядеть узоры с воинами на нижней части скамейки и порадоваться столь гуманным занятиям, как, разумеется, оказалось, что в соседнем помещении тоже кого-то убивали.


Вот это, например, бог смерти и по совместительству, владыка подземного мира, которого нашли в Орлином Доме. В руках, голове и спине у него дырки - не просто так, а потому что в него наливали кровь, и она через эти дырки сочилась.





А вот этот орел, он на самом деле чаша для сердец, которые туда складывали во время церемоний, посвященных Уицлипуцли. Жуть.


Если я не путаю, то "воины орла" вот они. Иногда такие, немного похожие на Бабу Ягу.


А тут более привычная нам фигура, справа от владыки подземного мира.


Но бог смерти, он еще ничего. Вообще, в обоих музеях есть всякие довольно симпатичные индейские образы смерти, вот такие примерно:




А вот есть божок гораздо более жуткий, хотя название у него "бог весны". Думаю, у всех нас ассоциации с весной довольно приятные, а вот ацтеки по весне приносили в жертву девушку, да еще и жутким способом, сдирая с нее кожу с волосами и навешивая на этого мерзкого идола.


Вот так примерно и гуляешь. Очень сильное впечатление производит то, что вокруг такой европейский город


и вообще, местами прямо пастораль. И колокола звонят, и бабочки летают огромные, с две мои ладони.




И тут же жертвенники. Вот тут, например, в ресторане на балконе справа скрипач играл Моцарта. В том же фрейме Моцарт и Тлалок (это его жертвенник).


Еще всякого разного индейского из обоих музеев вперемешку, без кровавых подробностей :









GHk_iV5D7buTFeVQCCo/s720/DSC_0151.JPG" alt="" width="600" />








Поскольку пост получился длинный, про индейские народные танцы я напишу отдельно.

Date: 2016-06-22 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Как зовут "бога весны", Xipe Totec? Что кожу ради него снимали, пишут везде, но обычно упоминают не девушку, а пленных. Или это другой бог?

update: Да, нашёл эти описания там, где и думал (у Фрезера): "С туловища девочки сдирали кожу, и ее натягивал на себя кто-нибудь из жрецов."
Edited Date: 2016-06-22 08:19 pm (UTC)

Date: 2016-06-22 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Ты меня как то очень сильно переоцениваешь. Я не только не знаю, какой концензус существует на тему жертв, а вообще понятия не имела полтора месяца назад об этих ужасах. У меня в голове индейские слова это "чингачгук дем гройсе шланге" и оцеола.

Date: 2016-06-22 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
не, там дикие дела, реки крови

Date: 2016-06-23 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Вот это примерно мой уровень понимания :))

Edited Date: 2016-06-23 04:15 am (UTC)

Date: 2016-06-24 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Мне удивительно, как ниже в комментариях судят ацтеков по современным "цивилизованным" меркам.

Date: 2016-06-25 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Я не уверена, что это именно "судят", но вопрос "жалко/не жалко" мне тоже не очень близок.

Date: 2016-06-25 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Я могу понять "жалко / не жалко": мне кажется, когда мы читаем исторические, мифологические или даже сказочные истории (будь то, например, войны римлян с варварами, троянская война или сказка про лису и зайчика), то часто больше сочувствуем одной из сторон. Но подход "а, у ацтеков были человеческие жертвы в диком для нас исполнении! тогда их не так жалко" звучит для меня примерно как "а Аполлон и Артемида расстреляли безвинных детей Ниобы" или "а зайчик - вредитель огородов". Иначе говоря: если ты ("ты" условное) не знаешь, что у ацтеков были человеческие жертвы, то следует предположить, что вообще мало что знаешь о них ("мало что знаешь" звучит грубо, но я имею в виду совершенно буквальный технический смысл этих слов), и не очень разумно менять своё отношение к сторонам, только узнав один факт (потому что вдруг завтра узнаешь, что они изобрели полупроводниковый компьютер, и тогда опять будет их более жалко). Что же касается ацтеков и испанцев, то, насколько я представляю, что там было, - если бы была возможность непосредственно наблюдать за тем, что там происходило, то думаю, что жаль было бы всё-таки ацтеков, даже если бы у них был обычай жарить детей на сковородке.

Date: 2016-06-23 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] taxa.livejournal.com
Меня многажды спрашивали, почему я совсем не интересуюсь археологией Месоамерики. Вот поэтому! :)
Тем не менее, лет двадцать назад мне довелось прослушать очень толковый вводный курс по этой самой археологии. В одной из последних лекций профессор рассказала, что современные майя (а майя - нежные овечки рядом с ацтеками) до сих пор в домах устраивают ниши для еды, еды для мертвых родственников: если им вздумается навестить свой очаг, чтобы они бы ели еду, а не живых родичей. Хорошенького же они мнения о своих!

Date: 2016-06-23 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Черт его знает, вокруг этого же тоже была какая-то жизнь, белее человеческая. Ну, и менее кровавые племена они ж тоже месоамерика. Или думаешь, "их нельзя разделить на плозих и хороших,  все они отвратительны"?
А что это за племя (на "к"), которое вулкан уничтожил неподалеку от мехико, еще до прихода ацтеков? Ты не в курсе?

Date: 2016-06-23 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] taxa.livejournal.com
это не кулуакан какой-нибудь?

жизнь, безусловно, была, но вот даже эстетически мне все там малосимпатично: есть интересные предметы, необычные, но красоты и гармонии нет совсем (в моем понимании)
почему так - не знаю, сама хотела бы себе объяснить

Date: 2016-06-23 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Я не знаю, поэтому и спрашиваю.
Про гармоеию сложно говорить. Мне показалось, у них было немножко другое соотношение, условно говоря, идеи и оформления,чем привычно в западном мире.



Date: 2016-06-23 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] taxa.livejournal.com
Совсем другое, я же не спорю. Просто я много лет смотрю, я же не ленивая, но не резонирует никогда. Всегда чужое. Уж на что я керамику люблю, но нет ни одного горшка, который бы удовлетворял мое чувство гармонии.
Edited Date: 2016-06-23 05:00 am (UTC)

Date: 2016-06-23 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] olkab.livejournal.com
Классные ребята.
Порадовал плавный переход местного культа в рождество, без спотыканий.
Развалины посреди города производят сильнейшее впечатление. Я была в Дрездене, когда они уже восстановили свой собор. Но площадь с кадрами видела. Ну вот так примерно ощущаются эти фотографии с пирамидами. И они так живут _всегда_. Хотя у них наверняка совсем другие ощущения, и рушили и строили всё это поколениями.

Date: 2016-06-23 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com
А сдирание кожи с девушки было на другой праздник, весенний, который, если верить Саагуну, совпадал по времени с пасхой, прикинь. ДУмаю, вполне мог тоже плавно перейти.
Развалины в городе поражают, согласна. Я, правда, думала, что это даже не из-за развалин как таковый, а из-за такого вот смешенья времен. Но, может и развалины сами по себе с живым городом контрастируют.

Date: 2016-06-23 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] olkab.livejournal.com
Ну, если они эту кожу потом куда-нибудь гвоздями прибивали...

Date: 2016-06-23 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] motek.livejournal.com
Какой ужас! Я знала конечно про человеческие жертвоприношения, но чтоб настолько.... Вот теперь совсем их даже не жалко, в смысле насчет того что с ними испанцы сделали... Если я когда-нибудь дочитаю про "Ружья, микробы и сталь", то может быть пойму почему же они были настолько отсталые и жуткие.
А у нас тут была выставка про культуру Майя, но ничего такого жуткого там не было.

Date: 2016-06-23 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com
Они не были особо отсталые, вообще-то, но похоже, что довольно жуткие )))
Но да, требыется некое усилие, чтобы переварить, что это было не пару тысячелетий назад, а довольно-таки недавно.
Про майа выше пишут разбирающиеся люди, что они подобродушнее будут..

Date: 2016-06-24 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Хо-хо, а Вы читали "Записку" арабского путешественника Ибн-Фадлана (10 век) о русских на Волге? Если лень читать всё, то можно начать со слов "И если умирает главарь, то говорит его семья его девушкам и его отрокам: "Кто из вас умрет вместе с ним?"" (там на полях число 81). Не приходит ли потом в голову "теперь совсем их (русских) не жалко, в смысле насчет того что с ними татаро-монголы сделали"? :)

Date: 2016-06-24 03:17 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Не читала. :) Но все-таки ацтеки ещё хуже. Ну может что не жалко я загнула, может людей и жалко но что эти варварские культуры пропали не жалко. Все-таки монотеизм великая вещь.

Date: 2016-06-23 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] lenka13.livejournal.com
Какие же мы, иудеи, всё таки белые и пушистые, относительно некоторых :)
Ань, спасибо за посты про Мексику, мне очень интересно их читать! Мои общие знания по этой теме стремятся к нулю, к сожалению.

Date: 2016-06-23 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com
мы просто невероятно миролюбивые!
На здоровье, мне очень приятно ))

Date: 2016-06-23 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] inga-den.livejournal.com
Ужас какой.... впечатлилась (((.

Date: 2016-06-26 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com
ja tozhe

Date: 2016-06-23 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] pisma-lane.livejournal.com
невероятно интересно! спасибо.

Date: 2016-06-26 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com
привет, оль, рада, что интересно.
Page generated Sep. 24th, 2017 07:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios