[personal profile] saardita
Этот пост продолжает предыдущие, постaраюсь не повторяться :)
Prev - http://saardita.livejournal.com/496991.html

Итак, Площадь Конституции мы обсудили, на Национальный Дворец посмотрели краем глаза. Перед нами еще две четверти центра - развалины пирамид и Кафедральный собор, можно сказать, пихающиеся локтями, настолько близко они стоят. Стоит, наверное, напомнить, что собор "отгрыз" часть территорий пирамид, т.е. часть развалин ацтекского города находится под ним.
Развалины пирамид и собор видны одновременно под самыми разными углами, и их контраст очень впечатляет. Кстати, пирамиды в свое время были высотой практически с нынешний собор, всего на пару метров ниже.



Разговор об индейцах и церкви напрашивается разделить, и этот пост посвящен индейским мифам и пирамидам, но нельзя не отметить, что знаем мы о них, во многом, благодаря записям и рисункам, сделанным католическими священниками, приехавшими обращать индейцев и записавшим их рассказы, а также обращенным индейцам, оставившим пометки к картинкам в кодексах.
Про кодексы - https://en.wikipedia.org/wiki/Aztec_codices, картинки оттуда тоже будут в посте. А некоторые кодексы можно увидеть в антропологическом музее в Мехико:



В целом, мое чисто субъективное ощущение, - в Мехико от индейской культуры осталось очень мало. Кто-то из мексиканских политиков сказал, что в сражении между ацтеками и испанцами не было победителей и побежденных, и онo есть акт зарождения новой нации. Наверное, это так, но на первый взгляд кажется, скорее, что ацтекскую культуру европейцы уничтожили, а построить вместо нее новую испанию им не очень удалось. Но если "испанские-колониальные" мотивы в городе проглядывают с разных сторон, то с индейскими сложнее. Даже туристические магазины наполнены китайскими вещами с хелло-китти, а отнюдь не индейскими узорами.
Более того, это "не-сохранение индейского" было в значительной степени сознательным еще как минимум сто лет назад. Так, прямо посреди Great Temple проходит водовод, построеный в 1900 году.


Вроде бы, когда прокладывали эти двухметровые трубы, все были уверены, что развалины пирамид все равно находятся под собором, и никого особо не интересовало сохранение того, что вокруг. То, что мы видим сегодня, было открыто аж в 1978 году.
Тем не менее, в моей поездке было два места и одно событие, заставившие почувствовать, что индейцы - были. Со своей мифологией, культурой, музыкой, городом, законами и обрядами. И что для части мексиканцев это не сколько-то страниц в учебнике, а их личная семейная история и традиция.

Среди бесконечного списка прекрасных и разных музеев Мехико две строчки в первой десятке занимают Антропологический музей http://www.mna.inah.gob.mx/index.html и Templo Mayor https://en.wikipedia.org/wiki/Templo_Mayor.
Антропологический музей, на самом деле, состоит из не очень большой части, посвященной собственно антропологии, пары залов о заселении центральной америки в пре-исторические времена, и большой экспозиции, которую я бы, скорее, назвала этнографической, посвященной верованиям и быту индейских племен, испанскому завоеванию и чуть-чуть мексиканскому быту. Такой довольно большой "учебный" музей.




А Templo Mayor, наоборот, состоит, прежде всего, из развалин, и поражает тем, что вот именно там все совсем по-настоящему и происходило. Включая убийства и людоедство (а то вдруг у вас об индейцах такое же романтическое представление, как было у меня).

Хотя эти два музея очень разные, мне кажется, вместе они позволяют чуть-чуть познакомиться с миром индейцев тем, кто с ним не знаком (как я, например). Так что дальше рассказ будет в основном, про музей Templo Mayor и про то, какая картинка сложилась в моей голове после посещения их обоих, а фотографии будут и оттуда, и оттуда.

Mузей Templo Mayor состоит из сохранившихся остатков 7 пирамид, по которым бродишь и читаешь, где что проиcxодило (правда, на английский переведено только основное, очень многие таблички только на испaнском), и вдобавок из современного здания, в котором разглядываешь то, что в этих развалинах нашли. Семь частей комплекса были расположены на разном уровне - потому что пирамиды надстраивались и расстраивались, вокруг самого раннего уровня возник следующий, рядом c ним - еще один, и так практически до испанского вторжения. Строили в разные времена по-разному и из разных материалов, так что это довольно заметно. Испанцы много поразрушали и порастащили для своих строек, конечно, но часть построек сохранилась.





Раскопаны все куски, кроме самого раннего - потому что он затоплен водой из бывшего озера.
Вот тут, например, хорошо видно, что пирамиды слева и справа очень разные, построены совсем из разных материалов -


А тут чуть проще представить, как новый уровень пристраивался вокруг уже построенной пирамиды, и она становилась выше и шире. Что-то вроде не то капусты, не то луковицы, с которой испанцы срезали верхнюю часть.




Теперь, чтобы понять, что же тут происходило, поговорим о мифах. (Tут, наверное, надо отметить, что за истинность я не отвечаю. Даже разные гиды в музее рассказывают разное).

Насколько я поняла, ацтекская мифология включает в себя как принесенныe ими с собой собственные верования до-теночтитланских времен, во многом общиe с соседними племенами, так и сильно адаптированныe варианты легенд, которые они переняли у соседей и приспособили. Иногда тот или иной образ вдруг обретал какие-то совсем новые черты, иногда воспринимался как еще одна сторона уже существовашего мифического героя (видимо, этот подход укоренился, и часть христианских действующих лиц и святых вошла в мексиканскую религию схожим образом). По большому счету, большинство действующих лиц в ацтекском языческом пантеоне описывается через "и" - "отвечающий за то, и это, и еще за это и за то тоже".

Вообще, если вам хочется задуматься о дуальности всего на свете и том, как перемешанo добро со злом, то индейское восприятие к этому прямо-таки подталкивает. Например, "мать-земля" она же, по совместительству, гнев. Вот, например, есть такое ее когтистое изображение, которое вместе с некоторым количеством принесенных в жертву людей нашли в могиле отца Монтесумы.


Это, на самом деле, огроменная плита. Для масштаба - вот тут видно людей, три этажа и этo же изображение


Из-за того, что у многих образов есть разные, параллельные, интерпретации разного логического уровня, бывает немного сложно. Например, двуглавый змей, в зависимости от контекста, он иногда человеческое материальное начало, а иногда оружие бога войны. А иногда он же огненный змей-Млечный путь.



Два действующих лица, на которых наталкиваешься тут и там, это Тлалок и Уицлипотчли (или Вицлипуцли, как его называет М.Булгаков). Первый - бог ливней, жизни и смерти; второй - солнца и войны. Дуальность Тлалока чуть понятнее, если учесть, что вода приносила индейскому городу как пропитание, так и разрушения.


Интересно, что длинный язык, который мы можем увидеть, например, у гнева выше, связан с питьем крови, а вот про страшные зубы Тлалока ничего такого не написано. Кровь, кстати, в отличие от привычной нам интерпретации, ассоциируется в ацтекских обрядах не со злобой, а с силой. Типа, напиться крови это, более-менее, набраться сил.



Tлалока ацтеки, так сказать, переняли. В двух часах езды от Мехико есть культовое, во всех смыслах, место Теотихуакан, название которого означает "место рождения богов". Кроме того, что там есть сохранившиеся пирамиды, многоэтажные(!) дома и вообще там интересно (а я еще не была и пересказываю с чужих слов), известно, что там имел место быть культ Тлалока. (Кто жил в Теотихуаканe, толком не понятно, и вообще, в 6 веке это место почему-то забросили лет на семьсот, так что теперь совсем сложно разобраться; но Тлалок (или его близнец) был, например, еще и у индейцев майя. Более того, и там, точно так же как у ацтеков, у него были довольно многочисленные прислужники, очень похожие на тех, которых нашли в Templo Mayor)


Про Теотихуакан в антропологическом музее есть несколько залов, вот немножко оттуда.





Вернемся к Тлалоку. Тлалок живет-поживает внутри горы, а вокруг него текут реки. Реки играют роль не только водоемов, но и представляют собой некий механизм круговорота душ; где-то под горой есть что-то типа рая, куда эти души после смерти по реке добираются и там веселятся.


То, что у обитателей рая выходит изо рта, это, вроде как, музыка и пение.


Есть еще много всяких богов, про которых, более-менее, понятно, откуда они взялись. Например, от ольмеков к ацтекам перебрался бог огня, который у ольмеков выглядел вот так (это такая огромная скульптура в антропологическом музее, в несколько раз выше меня)


И еще такая яркая фигура по имени Кетцалькоатль, который одновременно пернатый змей и бог дневного света, появился, вроде как, у ольмеков же, в Теотихуакане обрел перья и переходил, судя по всему, из легенд одних племен к другим.


Есть какие-то ягуары-полуоборотни, в разном виде, довольно симпатичные (тоже соседствовавших с ацтеками тольтеков)




А вот Уицлипоцли (во всем многообразии его имен в русской транслитерации) ацтеки вырастили сами. В до-ацтекских легендах у него довольно минорная роль, насколько я поняла, а ацтеки его возвысили до главного божества и непрерывно поили кровью.

История про Уитцлипотцли такова :
Мать-земля (кажется, вот та, когтистая, на фото выше) однажды забеременела от комка перьев. Она поделилась этой новостью с дочерью, а та возьми да и скажи, что она расскажет всяким своим братьям, и вместе они блудницу накажут. Мать-земля испугалась и убежала в горы, а тут еще не родившийся у нее Уицлипутцли заговорил с ней из чрева, сообщил, что родится сразу божественным героем и со всеми разберется. И впрямь - когда сиблинги подбирались к той пещере со злым умыслом, он как выскочил, как выпрыгнул, сестре оторвал руки-ноги, вырвал всякие внутренние ограны, а голову забросил в небо, и братьев тоже как-то разрубил на куски и тоже забросил на тот же небосвод. Чтобы напомнить, что это миф, уточним, что из головы сестры получилась отличная луна, а из братьев - звезды.


(из флорентийского кодекса)

Впрочем, тут прямо невозможно не отвлечься и не упомянуть, что в христианском пересказе этой истории, которую сделал почти сразу после испанского вторжения францисканский монах по имени Бернандино де Саагун https://en.wikipedia.org/wiki/Bernardino_de_Sahag%C3%BAn (который удивительно интересный персонаж сам по себе, но которому будет, наверное, приятнее, если я напишу о нем в посте о Кафедральном соборе), речь идет вовсе не о земле-луне-звездах, а о семейной истории, произошедшей с индейцами, которых он называет centzonuitznaua , и о приходе дьявола (он же уитцлипотцли).

Выглядел Уитцлипотцли, по мнению индейских авторов, примерно вот так. По крайней мере, таким его рисуют в кодексах.


А вот в Templo Mayor все выглядит гораздо кровавее. Центральная часть - это два жертвенника, вернее, даже две пирамиды, на одной приносили жертвы Тлалоку, а на другой Уицлипотцли.
Схематичненько, из Ramirez Codex https://en.wikipedia.org/wiki/Ram%C3%ADrez_Codex:

В книжках про индейскую мифологию пишут, что индейские обряды - это связь философии с материальным миром; если перевести эту глубокомысленную фразу, то в пирамидах разыгрывали мифы, заодно подпаивая идолов и окружающих кровью. Поскольку в литературе Уицлипотцли всех победил, расчленил, забросил голову и разбросал по частям, примерно то же самое проделывали и жрецы.



Собственно, вот над этим вот камнем, стоящим вертикально, пленника подбрасывали, пять жрецов держали его за руки-ноги-голову, а шестой делил на части; кровь собирали в чаши, а сердце (и, кажется, еще какие-то органы) передавали участникам праздника. Которые их красиво нарезали, a потом празднично поедали (возможно, с чадами и домочадцами).
Рядом находится жертвенник Тлалока, такой же, только там есть еще фигура одного из его помощников с чашей для крови и органов.


Примерно таких же алтарей в Теночтитлане было 19 штук, на минутку.
Согласно одному из кодексов, записанных доминиканцем Диего Дураном https://en.wikipedia.org/wiki/Diego_Dur%C3%A1n, один из месяцев индейского года был посвящен Уицлипотцли, и на празднествах в его честь люди украшали дома и улицы, устраивали танцы с песнями и праздничные шествия, и заодно приносили в жертву уицлипоцли пленников. Ramirez Codex уточняет для нас, что в жертву на этом фестивале приносили шестьдесят человек (!). Впрочем, чтобы стало совсем страшно, про один из алтарей рассказывают, что на нем было убито 20 тысяч пленников за четыре дня - "но возможно, это была ацтекская пропаганда".
А месяц и праздник имени Уицлипоцли приходился, в переводе с индейского календаря, на декабрь. Поэтому после прихода испанцев он перешел в празднование рождества.

В собрании сэра Френсиса Дрейка в Библиотеке Конгрессов http://memory.loc.gov/intldl/drakehtml/rbdkhome.html есть такое вот изображение праздничных мероприятий, не знаю, насколько достоверное. Изображени датировано 1602 годом.

Уицлипоцли сидит в глубине в виде идола.

Между тем, Бернанд де Саагун (тот самый францисканец-миссионер, который приехал, выучил язык, на котором говорили индейцы, и записывал их истории) в "истории событий в Новой Испании" описывает несколько иные обряды, включавшие изготовление фигурки Уицлипотхли из теста и поедание ее кусочков молодежью, "чтобы приобщиться" (нет, он не называет это просвирами :)), шествие и омывание фигуры уицлипоцли, а потом размещение ее в некой пещере.
Но, судя по высоте следов крови на стенах в Темпло Маиор, большая часть обрядов была все же гораздо более кровавой, чем поедание теста.

Вот так выглядит одно из помещений возле жертвенника снаружи (над всем этим была когда-то крыша, разумеется).

Но стенки, на самом делое, украшены причудливей, чем можно подумать на первый взгляд. И внутри музея их можно разглядеть вблизи.


Одной из частей Темпло Маиор является House of Eagles. Орлиный Дом состoит из нескольких соединяющихся залов; мне сначала попалась на глаза табличка, о том, что в зале Орлиного Дома люди сидели на красиво украшенных скамейках и занимались искусством и духовными поисками.




Не успела я разглядеть узоры с воинами на нижней части скамейки и порадоваться столь гуманным занятиям, как, разумеется, оказалось, что в соседнем помещении тоже кого-то убивали.


Вот это, например, бог смерти и по совместительству, владыка подземного мира, которого нашли в Орлином Доме. В руках, голове и спине у него дырки - не просто так, а потому что в него наливали кровь, и она через эти дырки сочилась.





А вот этот орел, он на самом деле чаша для сердец, которые туда складывали во время церемоний, посвященных Уицлипуцли. Жуть.


Если я не путаю, то "воины орла" вот они. Иногда такие, немного похожие на Бабу Ягу.


А тут более привычная нам фигура, справа от владыки подземного мира.


Но бог смерти, он еще ничего. Вообще, в обоих музеях есть всякие довольно симпатичные индейские образы смерти, вот такие примерно:




А вот есть божок гораздо более жуткий, хотя название у него "бог весны". Думаю, у всех нас ассоциации с весной довольно приятные, а вот ацтеки по весне приносили в жертву девушку, да еще и жутким способом, сдирая с нее кожу с волосами и навешивая на этого мерзкого идола.


Вот так примерно и гуляешь. Очень сильное впечатление производит то, что вокруг такой европейский город


и вообще, местами прямо пастораль. И колокола звонят, и бабочки летают огромные, с две мои ладони.




И тут же жертвенники. Вот тут, например, в ресторане на балконе справа скрипач играл Моцарта. В том же фрейме Моцарт и Тлалок (это его жертвенник).


Еще всякого разного индейского из обоих музеев вперемешку, без кровавых подробностей :









GHk_iV5D7buTFeVQCCo/s720/DSC_0151.JPG" alt="" width="600" />








Поскольку пост получился длинный, про индейские народные танцы я напишу отдельно.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

saardita

August 2016

S M T W T F S
 123456
789101112 13
14151617181920
21222324252627
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 07:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios