[personal profile] saardita

Читатели поста об индейских пирамидах и кровавых обрядах в Templo mayor написали, в том числе, что уничтожение такой кровавой цивилизации чем-то даже радует, и взгляд на идолов и помещения, в которых кровь стояла по колено, убивает желание сочувствовать ацтекам (извините, если пересказ неточен) . Интересно, что очень похожие доводы звучали и пятьсот лет назад.
В 1550-51 году в Кастилии в городе Вальядолиде (испанской столице на тот момент) проходил диспут между двумя монахами-доминиканцами преклонных лет - Бартоломе де лас Касасом и Хуаном Хинесом де Сепульведа - "вальядолидские дебаты".

Спор их, устроенный по указанию короля Карлоса Первого (и Пятого заодно), касался моральных и теологических аспектов испанской колонизации америки и обращения индейцев в католичество.
Оба священника считаются гуманистами и светочами, но подход у них очень разный. Де Сепульведа утверждал,  что кровавые церемонии, каннибализм и другие дикие индейские традиции должны быть жестоко подавлены, а индейцев необходимо насильно "цивилизовать". Более того, ссылаясь на Аристотеля, говорил о "дикой натуре" коренных народов америки, далекой от цивилизации и требующей жесткого перевоспитания.
Де лас Касас говорил о том, что индейцы такие же свободные люди, как и белые, выступал против их порабощения и утверждал, что их крещение должно быть только добровольным. (Заметим, что по одной из версий он происходит из семьи насильно крещеных евреев, повлияло ли это на его позицию в старости?).
Такой вот разный гуманизм.
Кстати,  в биографии де лас Касаса есть момент (достаточно недолгий), несколько меняющий картину: чтобы уменьшить количество индейских рабов в центральной америке, он предложил увеличить ... количество черных африканских рабов, которых привозили из африки. И которые на тот момент не казались ему достойными свободы и равными белым или индейцам.



Date: 2016-07-12 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] o-aronius.livejournal.com
****предложил увеличить ... количество черных африканских рабов

Сколь помнится, там имел место прагматизм с элементами гуманизма (или наоборот): мол, индейцы от работы на плантациях перемрут, потому как существа нежные и неприспособленные, а негры крепкие, выдержат.

Date: 2016-07-13 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Да, но индейцев он жалел не за хлюпость ))

Date: 2016-07-13 01:10 am (UTC)
From: [identity profile] motek.livejournal.com
Очень интересно! Да, непростая дилемма.

Date: 2016-07-13 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Да. И кстати, кто тогда победил в диспуте, непонятно, вопрос спорный.


Date: 2016-07-13 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] lenka13.livejournal.com
Мне как то ближе подход Сепульведа. Подход "мы не вмешиваемся, это же просто другая культура!" напоминает определённые либеральные круги и в наши дни, когда под эту волынку закрывают глаза на женское обрезание или на убийства на почве "семейной чести". Я за перевоспитание. Что не отменяет того что порабощение это плохо, и все люди свободные :).

Date: 2016-07-16 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com
Мне кажется, "либеральная" сторона предлагала не то чтоб не вмешиваться, но скорее, действовать через образование и добиваться добровольного согласия. Но я тоже не берусь сказать, кто из них был прав 500 лет назад, в чем-то с тобой очень согласна.

Profile

saardita

August 2016

S M T W T F S
 123456
789101112 13
14151617181920
21222324252627
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2017 08:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios